УДК 619:616.98:578.826.1:615.371 Перспективы использования базы данных – “учет диагностических наборов v1.0” в ветеринарных ПЦР и ИФА-лабораториях. В.Н. Афонюшкин, С.В. Леонов, В.С
Рост компьютерной оснащенности ветеринарных диагностических и научно-исследовательских лабораторий, появление широкого ассортимента диагностических наборов требует появления систем компьютеризированного и автоматизированного учета расходных материалов используемых в диагностических работах. Современная приборная база лабораторий позволяет проводить большие объемы исследований, что сопровождается быстрым оборотом средств и интенсивным расходом диагностических наборов. В связи с этим потребность в базах данных регистрирующих и анализирующих объемы диагностических исследований, производящих экономическую оценку диагностических исследований, в будущем должна только возрасти.
Современные средства складского учета не соответствуют запросам ветеринарных практиков по ряду причин. Во-первых, они могут быть слишком сложными и перегруженными специфической терминологией, что нельзя считать пригодным для лабораторий, в штат которых, как правило, не входят лица с экономическим образованием. Во-вторых, их функциональные возможности, подчас весьма широкие, не всегда способны обеспечить весь комплекс запросов практики.
База данных “учет диагностических наборов v1.0” предназначена для регистрации диагностических работ и анализа расходов диагностических наборов. Для работы базы данных необходимо наличие инсталлированной программы “Microsoft Access 2000”.
В основу разработки нашей базы данных была положена следующая концепция.
В соответствии с вышеизложенным, база данных “учет диагностических исследований v1.0” имеет следующую структуру.
Загружаемая по умолчанию составная форма “диагностические наборы” отображает поступление и расход каждого набора и детальную информацию по срокам расхода каждого набора. Форма также содержит график показывающий расход всех видов диагностических наборов.
В состав основных форм входит элемент управления, имеющий три вкладки под названиями: наборы, клиенты, пробы.
Вышеупомянутый элемент управления позволяет перемещаться по остальным формам базы данных, просматривать отчеты. Вкладка “наборы” позволяет выводить отчеты по поставкам наборов, расходу, выводит баланс расходных материалов, а также обновлять информацию по стоимости наборов и расходных материалов, вводить новые цены диагностических исследований и новые разновидности расходных материалов, обновлять списки и характеристики поставщиков.
Форма клиенты выводит обобщенные и детальные данные по каждому сельскохозяйственному предприятию, заказывающему диагностические исследования, показывает объемы исследований в количественном и ценовом эквиваленте, виды исследований. В форме встроена таблица отображающая объемы и виды исследований по дате, существует возможность вывода заключений по исследованиям.
Ввод новой информации в основном производится через форму “пробы”, именно в этой форме происходит пополнение списка с/х предприятий, вводятся данные по поступившим на исследования пробам и т.д. Данные по ценам, ввод данных по новым разновидностям расходных материалов производится через форму “диагностические наборы”. Пополнение списка предприятий, поставщиков производится непосредственно во время введения данных по поставкам или пробам, в дальнейшем возможен ввод более подробной информации.
Испытания базы данных были проведены в лаборатории оптимизации противоэпизоотических систем ГНУ ИЭВС и ДВ. База данных использовалась для учета поставок и расходов диагностических наборов для иммуноферментного анализа, полимеразной цепной реакции, токсикологических исследований, формирования ежемесячных отчетов, анализа динамики развития вышеупомянутых исследований, экономической оценки расходов и доходов лаборатории, распределения затрат по видам исследований и формирования заключений по экспертизам.
Заключение: Благодаря использованию базы данных удалось значительно сократить трудозатраты связанные с определением объемов выплат за исследования, оценкой количества остатков по наборам диагностикумов, поиском информации по экспертизам. Сократился объем финансовых ошибок, что повысило экономическую эффективность работы лаборатории. Автоматизация анализа расходов диагностических наборов позволила повысить точность прогнозов по затратам диагностикумов, своевременно и в нужном количестве приобретать диагностические наборы. В связи с этим повышается эффективность использования оборотных средств и сокращается количество простоев связанных с перерасходом наборов.
Prospects of use of a database - “the account of diagnostic sets v1.0 ” in veterinary PCR
and ElISA-laboratories.V.N. Afonjushkin, S.V.Leonov (the Institute of Experimental veterinary science of Siberia and the Far East)
Growth of computer equipment of veterinary diagnostic and research laboratories, occurrence of wide assortment of diagnostic sets demands occurrence of systems of the computerized and automated account of account materials used in diagnostic works. The modern instrument base of laboratories allows to carry out great volumes of researches that is accompanied by a fast revolution of means and the intensive charge of diagnostic sets. In this connection the requirement for databases of the diagnostic researches recording and analyzing volumes making an economic estimation of diagnostic researches, for the future should increase only.
Modern means of the warehouse account do not correspond to inquiries veterinary specialists for some reasons. First, they can be too difficult and overloaded specific terminology that it is impossible to count suitable for laboratories into which staff persons with economic formation, as a rule, do not enter. Second, their functionalities, sometimes rather wide, are not always capable to provide all complex of inquiries of practice.
The database “ the account of diagnostic sets v1.0 ” is intended for registration of diagnostic works and the analysis of charges of diagnostic sets. For work of a database presence of the installed program “ Microsoft Access 2000 ” is necessary.
The following concept has been put in a basis of development of our database.
1. The control system of a database should be based on the terminology accepted in veterinary diagnostic laboratories and the documentation.
2. The account of diagnostic sets should be indirect, based on the analysis of volumes of diagnostic researches and deliveries of account materials and, accordingly, not demanding additional expenditures of labour.
3. The database should possess the sufficient universality, allowing to process results of diagnostic researches.
4. The important element is use programyng maintenance and an opportunity to use a database as the module for other programs.
According to above-stated, a database “ the account of diagnostic researches v1.0 ” has the following structure.
The compound form loaded by default “ diagnostic sets ” displays receipt and the charge of each set and the detailed information on terms of the charge of each set. The form also contains the schedule showing charge of all kinds of diagnostic sets.
The structure of the basic forms includes the element of management having three tabs under names: sets, clients, tests.
The above mentioned element of management allows to move under other forms of a database, to look through reports. The tab "sets" allows to deduce reports on deliveries of sets, the charge, deduces balance of account materials, and also to update the information at cost of sets and account materials, to enter the new prices of diagnostic researches and new versions of account materials, to update lists and characteristics of suppliers.
The form clients deduces the generalized and detailed data on each agricultural enterprise ordering diagnostic researches, shows volumes of researches in a quantitative and price equivalent, kinds of researches. In the form the table displaying volumes and kinds of researches is built - in by date of, there is an opportunity of a conclusion of the conclusions on researches.
Input of the new information basically is made through the form of "test", in this form there is a updating the list agricultural the enterprises, the data on the tests which have acted on researches, etc. are entered. The Data under the prices, data input on new versions of account materials is made through the form “ diagnostic sets ”. Updating of the list of the enterprises, suppliers is made directly during introd